Улыбка - важная часть общения, сигнал позитивных эмоций, располагающий к себе собеседника. Ее энергетика настолько велика, что человек буквально чувствует улыбку другого homo sapiens на расстоянии 100 м, или, если зрение позволяет, видит. К слову сказать, 100 м - это практически длина футбольного поля - приличное расстояние для различения сигналов...
Нетрудно догадаться, что красивая улыбка оказывает еще большее магнетическое воздействие на мозг человека. Восприятие красоты заложено в нас природой, так как дарит ощущение гармонии и комфорта. Согласно исследованиям ученых - Карла Граммера из университете Виена и регент-профессора Венди Торниела из университета Нью-Мехико, - именно красота делает нас привлекательными. Так что же такое красота? Красота - это баланс, равновесие, симметрия, если хотите. Физическая симметрия воспринимается как отражение полноценности, молодости, здоровья и силы. Ненси Эткоф, автор работы «Выживают прекраснейшие: наука красоты», говорит: «Наша чувствительность к красоте подсознательна, т.е. управляется работой мозга, сформированного естественным отбором. Нам нравится смотреть на гладкую кожу... и симметричные тела...».
Благодаря современным средствам массовой информации пациенты начинают открывать для себя то, что многие из них давно уже знали: реабилитация улыбки позитивно воздействует на человека, меняет его жизнь к лучшему. Интересен и тот факт, что симметрия связана с сексуальной активностью. Профессор биологии Торнил и профессор психологии Стевен Ганистад из университета Нью-Мехико, обследуя сотни мужчин и женщин, обнаружили, что мужчины, выглядящие симметрично, начинают свою сексуальную жизнь на 3-4 года раньше, чем их несимметричные оппоненты. И еще, женщины предпочитают аромат симметричных мужчин, и наоборот.
Популярность телевизионных передач, таких как «Экстремальный макияж», например, показывает обворожение публики косметической стоматологией и пластической хирургией. Подтяжки лица, век, пластика носа, липосакция, инъекция коллагена и имплантация протезов в грудь и щеки не дают пластическим хирургам сидеть сложа руки. Стоматологи в настоящее время гораздо чаще, чем раньше, сталкиваются с пациентами, желающими улучшить свои улыбки. Мотивация для этих стоматологических процедур - в личных и профессиональных целях.
Стоматология - неотъемлемая составляющая в работе над усовершенствованием внешности и омоложением лица. Ведь очень часто результат этой работы зависит от корректировки имеющейся ассиметрии.
В чем же кроется ключ к симметрии? Один из основных моментов заключается в так называемой золотой пропорции - 1. 618, которая присутствует во многих произведениях искусства. Самые ранние ссылки на золотую пропорцию появились около 2500 лет назад, но не имеют точного адресанта. Известно, что это - основная пропорция Пирамид Египта и центральный элемент в Timaeus Платона, одном из самых ранних текстов, посвященных физике космоса. В ХIV столетии Леонардо да Винчи первый ввел термин "божественная пропорция", и она играла важную роль в изображении фигур в его многочисленных великих произведениях, включая "Тайную вечерю". В течение прошедших сотен лет "божественная пропорция", позже "золотая", была обнаружена во всех областях жизни, начиная от строения раковины улитки и заканчивая пропорцией зубов (рис.1).
Рис. 1.
Пожалуй, самая интересная работа в этой области принадлежит доктору Стивену Макуарту, в прошлом пластическому хирургу, который смог успешно идентифицировать красоту для всех рас и культур. Он обнаружил, что математическое соотношение 1:1.618, известное как золотая пропорция, а также число Пи, отражает симметрию человеческого лица, на основании чего создал маску симметрии (рис. 2, 2а).
Рис. 2. Маска красоты очень хорошо подходит к лицам людей, которых мы привыкли считать красивыми (Мэрилин Монро, царица Нифертити)
Рис. 2а. Маска красоты для мужских лиц (Пирс Броснан, Том Круз)
В стоматологии выражение "золотая пропорция" означает соотношение видимых поверхностей центральных и боковых резцов 1 : 1.618.
В данной статье рассмотрим клинический случай, на примере которого увидим, как был достигнут эстетический результат в случае асимметрии зубов верхней челюсти. В нашу клинику обратилась пациентка с жалобами на эстетические недостатки своей улыбки. При осмотре были выявлены: ортодонтическая патология фронтальной группы зубов верхней и нижней челюстей; на зубах 11 и 12 - не подходящие по цвету реставрации с нарушенным краевым прилеганием; на зубах 21 и 12 - небольшие кариозные полости на контактных поверхностях. Средняя линия между зубами не была строго вертикальной и имела наклон вправо.
Рис. 3. Средняя линия между зубами не вертикальна, имеет наклон вправо
Учитывая отказ пациентки от предложенного ей ортодонтического лечения, особенности прикуса, наличие пломб и кариозных поражений, а также ограниченное время пребывания пациентки в Москве, стоматолог принял решение об одномоментной коррекции формы, положения и цвета зубов методом прямой реставрации.
Рис. 4. Четко прослеживается граница старых реставраций на зубах 11 и 12
При этом планировалось применить Wax-up - технологию изготовления зубов из воска - и компьютерное моделирование для демонстрации будущего результата реставрации. Общее правило в таких случаях - осуществление реставрации зубов в 3 шага: 1 - виртуальное изменение внешности человека с помощью имиджинговых программ; 2 - изготовление модели зубов с использованием Wax-up, 3 - окончательная реставрация.
Второй шаг - диагностическое моделирование из воска - имеет особое значение в процессе реставрации. Это трехмерный проект конечного результата работы, позволяющий врачу, прежде чем он возьмет в руки наконечник, точно знать - совпало ли его решение с пожеланиями пациента, и видеть итог всего процесса. Кроме того, на модели стоматолог рассчитывает ширину 4-х передних зубов, в зоне которых предполагается вмешательство, и подбирает соответствующую ширину каждого зуба, чтобы получить соотношение между центральными и латеральными резцами 1:1.618 при прямом взгляде на модель. Пример диагностического воскового моделирования и моделирования на компьютере показан на рис. 5а, 5б.
Рис. 5. Вид фронтальных зубов верхней челюсти до лечения с небной стороны. Отчетливо просматривается вторичный кариес на контактных поверхностях зубов 11, 12, образовавшийся из-за нависающих краев на старых реставрациях
Рис. 5а. Пример диагностического воскового моделирования (Wax-up)
Рис. 5б. Пример моделирования предполагаемого результата на компьютере
После моделирования окончательного результата с помощью Wax-up доктор приступает к препарированию. Убирает, ориентируясь на восковую модель, все выступающие участки зуба с небольшим запасом для реставрационного материала, а также старые реставрации и приступает к основной работе. При этом врач обязательно учитывает не только индивидуальные форму и цвет натуральных зубов пациента, но и оттенок кожи его лица с целью гармоничного внешнего вида будущей конструкции.
Мы надеемся, что представленная выше информация поможет вам максимально комфортно компенсировать некоторые природные недостатки.
Рис. 6. Улыбка пациентки после лечения
Рис. 7. Резцы верхней челюсти созданы из реставрационного материала с учетом коэффициентов золотой пропорции
Рис. 8. Вид фронтальных зубов верхней челюсти после лечения с небной стороны